ПЛАТФОРМА
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
ГОТОВЯТСЯ АКЦИИ
Прощай, Америка!
TVideoTiZm!
STOP CORP$!
WTOржение!
ПРОЕКТЫ
INFORMANCE
АНТИРЕКЛАМА
АНТИ-"СИНТОН"
АРТ-КАФЕ "РЕВОЛЮЦИЯ"
ПРАКТИКА БОРЬБЫ
С чего начать?
Как провести акцию?
Противодействие милицейским провакациям.

Re::ОrgАнизациЯ АНТИГЛОБАЛИЗМ evrazia.org Рейтинг fuck-you-usa
NOPASARAN!
www.NOPASARAN.re-org2
Глобализация проникает во все сферы жизни человечества. Повальна приватизация существует уже и на рынках информационных услуг так и на рынках коммунальных услуг. Приватизируется все земля, вода. Воду даже сейчас называют "голубым золотом". Скупая сейчас практически за бесценок все коммунальные предприятия, с учетом роста населения, а соответственно роста его потребностей, через 20-25 лет владельцы данных отраслей могут сказачно разбогатеть. И политика ВТО поощряет это.

Глобализацию следует охарактеризовать как процесс, при котором стираются территориальные, культурные и прочие барьеры. В силу этого ни государства, ни правительства, которые их представляют, не являются единственными факторами в международной системе. Обеспокоенность глобальными проблемами и членство государств в региональных и международных организациях свидетельствуют о том, что правительства не являются более единственными свободными арбитрами в осуществлении политики в собственных государствах.

Возможен аргумент, что глобализация способствует экономическому прогрессу человечества. Аргумент, действительно, единственный, но перевешивающий все антиглобалистские протесты. Ведь история переполнена эпизодами, когда технический прогресс, разрушая привычную социальную среду, приводил к катастрофическому падению жизненного уровня. Это и огораживание лугов в Ирландии, и сопровождавшееся массовым обнищанием и безработицей внедрение первых ткацких станков, и тейлоризация труда.

Всемирная торговая организация, преобразованная в 1995 году из Всеобщего Соглашения по тарифам и торговле (GATT), сегодня объединяет более 135 государств. В настоящее время среди них нет не Украины, не России.

Вообще, корни этого объединения проистекают с 1947 года, когда оно было создано с целью снижения таможенных тарифов, в результате чего тарифные барьеры упали с 40% до 5% в настоящее время. Сегодня Соглашение перешло в качественно новую фазу, ради которой и произошло преобразование в ВТО - ликвидировать таможенные барьеры вообще (не только для товаров, а для продуктов, услуг, интеллектуального производства, инвестиции и т.п.) и достичь свободного перемещения капитала, которое не было бы сковано национальными законодательствами.

Несколько лет назад была предпринята попытка коренным образом изменить всю систему отношений в мире. С этой целью в недрах ВТО и ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) было подготовлено "Многостороннее соглашение об инвестициях" смысл которого состоял в полной ликвидации национальных преград движению капитала. В частности, предполагалось, что страны, подписавшие "Соглашение", должны будут предоставлять иностранным кампаниям такие же условия работы, что и местным, в том числе в ходе приватизации и оборота земли. Более того, однажды войдя в состав Соглашения, государства не имели бы права выйти из него на протяжении двадцати лет. Причем иностранным инвесторам предоставлялось право скупать земли, естественные богатства и ресурсы, телекоммуникационные и другие услуги, валюты без каких бы то ни было ограничений, а в случае "потери возможности извлечения прибыли из инвестиций" им должен был возмещаться ущерб.

Предзнаменованием может служить случай с фирмой "Этил" (Ethyl). Эта американская корпорация, используя "Североамериканское соглашение о свободной торговле", вчинило иск канадскому правительству на 250 млн долларов из-за запрета Оттавы использовать добавку в бензин под названием ММТ, подозрительный токсин, портящий автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. Можно себе представить, какие последствия будет иметь такая практика, парализуя любые правительственные действия, направленные на защиту окружающей среды, на охрану естественных богатств, на обеспечение справедливых условий работы или же на то, чтобы попытаться поставить инвестиции на службу общественных интересов

Многостороннее соглашение об инвестициях" было сорвано благодаря мобилизации антиглобалистских организаций типа АТТАК, которые опубликовали предварительный текст соглашения и подняли шум, вследствие которого некоторые правительства, и в первой очереди французское, отказались его подписать.

Первая крупная антиглобалистская демонстрация, состоявшаяся в Сиэтле в ноябре 1999 году, была направлена именно против ВТО. Тогда были сорваны переговоры, имевшие целью ликвидацию барьеров в сфере услуг и предоставление ТНК права свободно скупать телекомпании, приватизировать учреждения культуры, а в перспективе - образования и здравоохранения.

Положения Многостороннего соглашения об инвестициях в случае их принятия позволяли бы любой фирме обращаться с жалобой на государство в том случае, если бы оно приняло "меры, равносильные экспроприации". В случае с Всеобщим соглашением о торговле услугами (ВСТУ) в том виде, в каком оно сейчас рассматривается, достаточно будет доказать, что та или иная правительственная мера, "более суровая, чем это необходимо", чтобы добиться целей ВСТУ. А статья VI-4 применима даже к не дискриминационным мерам в отношении других государств - членов ВТО. Любой адвокат, специализирующийся в области бизнеса, всегда найдет средство абстрактно менее "суровое" по сравнению с тем, что было выбрано правительством, оказавшимся таким образом в положении защищающейся стороны. Тут можно полностью положиться и на транснациональные корпорации, специализирующиеся в области предоставления услуг, в том, что касается поощрения и даже финансирования подачи жалоб в Орган по урегулированию споров ВТО с целью отмены мешающей внутригосударственной регламентации даже в тех областях, которые правительству кажутся защищенными.

Таким образом, под прикрытием Всеобщего соглашения о торговле услугами сейчас готовится за закрытыми дверями как раз то, что во всеуслышание было отвергнуто в Сиэтле, где мировое общественное мнение воспротивилось захвату транснациональными корпорациями всё новых областей человеческой деятельности и заявило протест против запланированного перевода в разряд банального товара социально значимых услуг, направленных на удовлетворение коллективных потребностей.

Такое соглашение о свободе торговле услугами особенно ставит под угрозу общественные услуги (образование, здравоохранение, транспорт, коммунальное хозяйство и т.п.). Оно включает в себя "дерегуляцию" (то есть право ВТО судить о приемлемости правил установленных государством), приватизацию (то есть переход в частные руки обеспечения общественных услуг и их подчинение прибыли - к чему это приведет, показывает сегодняшнее состояние британского метрополитена или систем здравоохранения США, недоступной большинству населению) и коммерциализацию (открытие к внешним инвеститорам).

Опасность глобализации сферы услуг уже проявляется на примере системы патентов. Например, до принятия соглашения Adpic такие страны как Китай, Египет или же Индия сами выдавали и признавали патенты на технологию производства фармацевтической продукции, но не на саму конечную продукцию, что позволяло изготавливать на месте лекарства, патент на которые в силу срока давности стал общедоступным. Это сильно отражалось и на ценах. И обратный пример - в Пакистане, где признаются патенты на конечную продукцию, цены на лекарства могут в некоторых случаях быть в 13 раз выше, чем в Индии.

В качестве еще одной иллюстрации можно привести Южную Африку: эта страна вот-вот разрешит изготовление лекарств от СПИДа местным фармацевтическим фирмам, несмотря на то, что патенты на них являются собственностью американских и европейских кампаний. В мире, где наука остается прерогативой богатых стран, в то время как бедные продолжают вымирать, без всякого сомнения, изощренные изыски в области права на интеллектуальную собственность остаются менее убедительными, нежели чем социальная действительность.

В рамках ВТО постоянно ведутся переговоры с целью глобализации, очередной цикл которых будет объявлен в ноябре, на собрании представителей всех государств, входящих в ВТО, которое будет проходить в Катаре. На предыдущей встрече в Сиэтле антиглобалистскому движению удалось временно сорвать планы руководства ВТО. Но в Дакаре, где демонстрации запрещены, это будет сложнее. Организации антиглобалистского движения, в том числе и МКСП (Международная конфедерация свободных профсоюзов), призывают к общей мобилизации во всех странах 9 ноября. Профсоюзы собираются бастовать или проводить митинги.

Дошло до того, что в одном из циркуляров для внутреннего пользования ВТО так и было сказано, что одной из главных задач принятия Всеобщего соглашения о торговле услугами является сокращение заработной платы!

Действительно, в этом циркуляре утверждается, что "наиболее значительные преимущества, предоставляемые коммерцией, происходят не от самого строительства или же управления больницами, а возникают благодаря возможности использовать в этих целях более квалифицированный, более эффективный и/или менее дорогостоящий персонал по сравнению с тем, что может быть в распоряжении местных рынков труда". Сокращение оплаты труда относится к области наваждения, навязчивой идеи, одолевающей Всемирную Организацию Торговли: в некоторых "услугах по охране окружающей среды, таких, например, как сбор и вывоз хозяйственных отбросов, существуют ограничения на передвижение физических лиц (6) и выдвигаются требования к национальности задействованного персонала, что мешает фирмам сводить до минимума издержки по оплате труда путем набора раб силы за рубежом (8)". Таким образом, Всеобщее соглашение о торговле услугами, благодаря договору о "перемещении физических лиц", позволит импортировать рабочую силу в зависимости от потребностей пользующих её транснациональных корпораций или же заказывать выполнение "мобильных" работ на стороне.

Сокращение заработной платы и вообще урезание всех трудовых прав и гарантий является одной из приоритетных целей международных институтов (типа ВТО, МВФ, Мирового Банка и т.п.), под прямым влиянием транснациональных компаний (ТНК). Действительно, ТНК составляют основное лобби, заставляющее правительства богатых стран (где сосредоточено большинство головных фирм ТНК) принять либеральную политику выгодную им. На сегодняшний день существует около 40 тыс. таких компаний. Сто самых крупных из них имеет годовой оборот примерно в 1,4 трлн долларов. В настоящее время ТНК осуществляют две трети мировой торговли, причем почти половину этого объема - через собственные торговые сети.

Было бы ошибочно думать, что приход ТНК в бедные страны способствует развитию этих стран. Скорее наоборот, поскольку ТНК в первую очередь заинтересованы в дешевой рабочей силе и в прямой эксплуатации сырьевых богатств стран, редко вкладывая деньги в производстве или в технологическое оборудование. Если рабочая сила станет слишком дорогой, транснациональные компании могут быстро переместить свою деятельность в другую страну, где легче эксплуатировать рабочую силу.

Поэтому можно спокойно утверждать, что процесс глобализации экономики идет в ущерб интересам трудящихся в то время, как он приносит все большее благосостояние привилегированным слоям общества всего мира. Расслоение и рост неравенства идут полным ходом. Подобная тенденция наблюдается и в США. В период с 1973 по 1994 год реальный ВНП на душу населения вырос в Соединенных Штатах на целую треть. В то же время, однако, у трех четвертей работающего населения, не относящегося к руководящему персоналу, средняя зарплата сократилась на 19%. От глобализации особенно выиграли высшие управленцы крупных корпораций (то есть в основном ТНК): с 1979 года их зарплата выросла на 66%. Сегодня они получают примерно в 120 раз больше, чем их рядовые работники. Среди последних четыре пятых зарабатывали в 1995 году в реальном исчислении на 11% меньше, чем в 1973 году.

И трудящиеся развивающих стран не выигрывают от обнищания трудящихся богатых стран, поскольку прибыли от экономической деятельности проведенной в "третьем мире" в основном в "первый мир" и большинство инвестиций - до двух третей - также остается в ОЭСР.

С точки зрения экономического и социального развития, самый тревожный аспект ТНК заключается в том, что они стремятся не к наращиванию производства, а к торговле и финансовой прибыли. С 1985 года мировая торговля товарами и услугами растет в два раза быстрее, чем объем производства. Еще быстрее идет рост объема финансовых операций в мире. С 1985 года объем сделок с иностранной валютой и международными ценными бумагами вырос более чем в десять раз. Это означает, что судьба предприятий решается на бирже крупными акционерами. А акционеры озабочены не состоянием производства, и уж тем более не состоянием работников, а дивидендами, то есть финансовой прибылью.

Уже полно случаев, когда массовые увольнения происходят в благополучной производственной и экономической ситуации, с единственной целью повысить финансовую прибыль. И действительно, биржи положительно реагируют на такие увольнения, с последующим ростом стоимости и рентабельности акции увольняющих предприятий. Например, французская продуктовая фирма "Данон" объявила в начале 2001 года о массовых увольнениях и закрытии нескольких предприятий, несмотря на рекордные прибыли этих предприятий (4,7 млрд франков или 0,7 млрд долларов). План закрытия касается не только предприятий Франции, но и одного нового приобретенного предприятия Венгрии, работникам которого платят в 5 раз меньше, чем французским коллегам. Во Франции образуется единый коллектив борьбы работников и профсоюзов всех увольняющих предприятий ("Данон", сеть магазинов "Маркс & Спенсер", воздушные компании АОМ и "Эр Либерте", производственник товаров хозяйственного пользования "Мулинекс" и т.п.), куда примыкают организации антиглобалистского движения типа АТТАК.

Возможен аргумент, что глобализация способствует экономическому прогрессу человечества. Аргумент, действительно, единственный, но перевешивающий все антиглобалистские протесты. Ведь история переполнена эпизодами, когда технический прогресс, разрушая привычную социальную среду, приводил к катастрофическому падению жизненного уровня. Это и огораживание лугов в Ирландии, и сопровождавшееся массовым обнищанием и безработицей внедрение первых ткацких станков, и тейлоризация труда.

какой экономический смысл имеет политика уничтожения сельскохозяйственных площадей ради поддержания высоких цен на рынке? Особенно если вспомнить, что значительная часть населения планеты буквально умирает от недоедания, то есть совокупное производство сельхозпродукции ниже потребностей рынка. Да, у этих людей нет денег, чтобы заплатить по европейским ценам, но кто довел целые страны до такого состояния, что они перестали быть рынком сбыта? Не Международный ли Валютный Фонд? И это называется эффективной экономической политикой - довести минимум треть населения Земли до такого состояния, что туда бессмысленно вести на продажу товары и их просто приходится уничтожать, выплачивая фермерам компенсации?

Но, пожалуй, самым серьезным препятствием прогрессу является процесс "финансеризации" экономической деятельности, то есть подчиненности производственных решений финансовым целям. Значит, акционеры предприятий устанавливают минимальную ставку рентабельности своих акций, за чертой которой они готовы избавиться от этих акций, ставя предприятия под угрозу или банкротства, или перепродажи.

Другой план ВТО, по предоставлению ТНК права свободно скупать телекомпании, приватизировать учреждения культуры, а в перспективе - образования и здравоохранения, был разрушен в результате сопровождавшихся столкновениями с полицией выступлениями профсоюзов в Сиэтле в 1998 году.

А если завтра граждане Америки и стран Европы, которые гораздо лучше организованные и солидарные, чем граждане России, не сдержат очередного натиска ВТО? Тогда ведь никакое давление (обычно довольно вялое) на Кремль и Думу не поможет. Решение будут принимать уже не они. Кто-нибудь об этом подумал?

Следующий аргумент. Экономический.

Главный вопрос для Украины при вступлении в ВТО: таможенные ставки. Надо понимать, что не только международный рынок "открывается" для украинских товаров, но и украинский - для международного. При вступлении в ВТО Украина обязуется не повышать пошлины на ввоз импортных товаров, а спустя несколько лет - снизить их на 15%.

Несмотря на весьма наглядные примеры мощи современных корпораций, когда ежегодный доход Мотороллы равен доходам 118 миллионов нигерийцев,

Объединение Европы задумано для расширения пределов государственной власти.

В 1948 году старший имперский плановик госдепартамента Джордж Кеннан написал "У нас 50% мирового богатства, но только 6,3% населения. В такой ситуации, наша задача на ближайший преиод - изобрести систему отношений, которая позволит нам удерживать наши позиции в этом неравенстве. Для этого нам нужно освободиться от чувствительности...нам следует перестать заботится о правах человека, поднятии уровня жизни и демократизации." Мировой Банк и Международной Валютный Фонд были изобретены для воплощения этого проекта в жизнь МВФ, величайщий ростовщик мира,

Стратегия помощи каждой бедной стране, говорит МБ, создается после кропотливого изучения обстоятельств на месте. Но, как говорит знаток в этих делах Стиглиц, " кропотливое изучение" банка состоит из выяснения состояния пятизвездочных отелей. После этого представители банка встречаются с униженным, клянчащим местным министром финансов, которому вручают заранее составленное соглашение - для "добровольной" подписи (у меня есть некоторые из них).

Экономика каждой страны изучается отдельно, затем, говорит Стиглиц, банк дает каждому министру тот же самый план из 4 частей.

Первая часть - приватизация, которую, как сказал Стиглиц, правильнее назвать "взяткотизация". Вместо того, чтобы возражать против распродажи государственной собственности, правительства, используя требования МБ, чтобы заткнуть рот местным критикам, охотно уничтожают элетрические и водопроводные компании. "Их глаза загораются" при мысли о 10% комиссионных, переведенных на швейцарские счета, за элементарное снижение на несколько миллионов продажной цены национального имущества.

И правительство США знает об этом

После взяткотизации, часть вторая плана МБ/МВФ спасения вашей экономики - один размер подходит для всех - "либерализация рынков капитала". Теоретически, дерегуляция рынка капитала позволяет инвестиционному капиталу приходть в страну и уходить из нее. К несчастью, как в случае с Бразилией или Индонезией, деньги только уходят и уходят. Стиглиц называет это циклом "горячих денег". Деньги приходят для спекуляции недвижимостью и валютой, затем уходят при первых признаках затруднений. Денежные запасы страны опустошаются в течение дней, часов (а вот это уже август 1998 года - пер.). И когда это происходит, чтобы заманить спекулянтов вернуть деньги страны, МВФ настаивает на поднятии банковского процента до 30,50 и 80%.

В этот момент МВФ тащит ошеломленную страну к части третьей - рыночным ценам, чудный термин для того, чтобы поднять цены на еду, воду, бытовой газ. Это приводит к части три с половиной, которую Стиглиц называет "бунт, вызванный МВФ". Этот бунт легко предсказать. Когда страна в состоянии хаоса, МВФ пользуется возможностью выжать из нее последнюю кровь. Они повышают давление до тех пор, пока котел не лопается, как было, когда МВФ отменил сдерживание цен на еду и топливо в Индонезии в 1998. Индонезия взорвалась бунтами, но есть и другие примеры - боливийские бунты из-за цен на воду в прошлом году и в феврале этого года, бунты в Эквадоре после повышения цен на бытовой газ по требованию МБ. Так и кажется, что и бунты предусмотрены в плане. И так оно и есть. Стиглиц не знал этого, в то время как БиБиСи и "Обсервер" получили некоторые документы МБ с грифами "для служебного пользования". В одном из них, "Переходная стратегия помощи государству" для Эквадора, банк несколько раз точно отмечает, что ожидает "общественного недовольства" в результате применения этих планов - бюрократический термин для описания бунтов.

МБ и МВФ приказали Эфиопии положить все деньги, полученные в виде помощи, на счет государственного казначейства США под 4%, в то время как страна занимала доллары США под 12%. Новый президент умолял Стиглица позволить ему использовать деньги для восстановления страны. Но нет, добыча пошла прямо в сейфы государственного казначества США в Вашингтоне.

Наконец - часть четвертая того, что МБ и МВФ именуют "стратегией снижения бедности" - Свободная Торговля. Это свободная торговля по правилам ВТО и МБ, Стиглиц сравнивает это с опиумными войнами. Как и в 19 веке, европейцы и американцы сегодня уничтожают препятствия для продажи своих товаров в Азии, Латинской Америке и Африке, в то же время баррикадируют свои собственные рынки против продовольствия из третьего мира.

МБ, МВФ и ВТО. Это только сменяемые маски единой правящей системы. Они связаны воедино тем, что именуется "курком". Получение займа от МБ на школу спускает курок - требования согласиться с любыми условиями - в среднем 111 на страну - составленными МБ и МВФ. На самом деле, говорит Стиглиц, МВФ требует принятия торговой политики еще более невыгодной, чем официальные правила ВТО.

МБ, составленные втайне и продиктованные абсолютистской идеоЛогией, никогда не подвергаются обсуждению или критике. Несмотря на то, что Запад проталкивает выборы в развивающихся странах, так называемые Программы снижения бедности "подрывают демократию". И они не работают.

помогли развивающимся странам? Стиглиц предложил радикальную земельную реформу, покушение на основы "помещичьего земледелия", на грабительскую арендную плату, обычно - половину урожая.

Эфиопия - скупка родного зерна и продажа им же его генных полуфабрикатов в качестве "гуманитарной" помощи по явно завышенным ценам. Все госструктуры были приватизированы США, чтобы "уменьшить" количество гослужащих, а также всех предприятий госсектора. Скупив все технологии посевов, а также культивирования зерна США тем самым создали в Ефиопии "искусственный" голод, списывая все на неплодородность почв, а также засуху. Но почему же тогда ситуации катастрофического голода возникали и в тех регионах где плодородность земель и кол-во собранного урожая составляло 90%? И теперь Ефиопия вместо того чтобы выздоравливать свою экономику от многолетней гражданской войны, и использовать для этого исключительно свой, родгой потенциал обязана оплачивать счета за использование ими созданного и запатентованного американцами зерна. голод - который сам был продуктом экономических реформ, навязанных в интересах крупных компаний МВФ, МБ и правительством США - способствовал подрыву эфиопского биоразнообразия к выгоде биотехнологических компаний. С ослаблением системы традиционного обмена, местные запасы семян пополнились генетичиски измененными видами. В свою очередь, распространение семян среди обнищавших фермеров было увязано с программами "продовольственной помощи". Эта помощь часто включала "пожертвование" семян и удобрений, способствуя проникновению агробизнеса и биотехнологических компаний в эфиопское земледелие. Программы помощи - не спасение от голода, а его причина. Сознательно создавая зависимость от генетически измененных семян, они готовят почву для голода в будущем.



отрицательные последствия: От членства в ВТО прежде всего пострадают не конкретные отрасли, а предприятия, которые "сидят" на льготах, бюджетных деньгах и различных преференциях. Такие предприятия есть во многих отраслях.

Да, есть отрасли, подверженные рискам, - деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленности, сельское хозяйство. Но даже в этих отраслях успешные, конкурентоспособные предприятия не считают для себя угрозой вступление в ВТО. А большинство экспортеров в металлургической, химической, машиностроительной отраслях, в банковской и страховой системах уже давно работают по нормам ВТО.

Если мы не успеем завершить этот процесс до конца 2004 года, Украина столкнется с качественно новой ситуацией внутри ВТО. Процесс многосторонних переговоров между странами - членами ВТО в рамках "Раунда развития" идет полным ходом. Он должен быть завершен в 2005 году. К этому времени страны - члены ВТО полностью сконцентрируются на подписании итоговых документов переговоров и вряд ли будут активно обсуждать с Украиной условия ее вступления в ВТО. А после 2005 года новый формат ВТО будет означать более высокий уровень либерализации. Нам придется вести переговоры по целому ряду новых параметров и новых норм регулирования. Следовательно, дата вступления в этом случае будет перенесена на более поздний срок.

Основные споры ведутся именно вокруг сроков вступления в ВТО. Противники вступления утверждают, что нам необходимо время для подготовки и считают нормальным, если Украина присоединится к ВТО в 2008-2010 годах. Но приведет ли нахождение Украины за пределами ВТО к реальному повышению уровня конкурентоспособности нашей экономики? Скорее всего, этого не произойдет.

Результаты анализа динамики украинской конкурентоспособности, распространенные в ходе Давосского экономического форума, показывают, что никакого "конкурентного прорыва" у нас не происходит. Мы, наоборот, закрепляемся в группе стран "последнего эшелона". И не стоит надеяться, что продление действующего режима торгового регулирования даст положительный эффект. Рост, который наблюдался последние годы в отечественной металлургии или пищевой промышленности, не показателен. В отечественных наукоемких и технологических отраслях никакое укрепление конкурентоспособности не происходит и вряд ли произойдет вне ВТО.

С момента подачи Украиной в 1993 году официального представления (заявки) о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) прошло 11 лет. За этот период участниками ГАТТ в 1995-м создана Всемирная торговая организация (ВТО), дан старт новому раунду многосторонних торговых переговоров. Украиной проведено восемь заседаний специальной рабочей группы, рассматривающей возможность ее вступления в ВТО, и серия двусторонних переговоров со странами - участницами рабочей группы, предмет которых - степень открытости украинского рынка для доступа иностранных товаров и услуг.

Вступление Украины в ВТО - одна из приоритетных задач внешней политики, решение которой зависит от гораздо большего круга участников, чем это может показаться на первый взгляд.

Возможно, только сейчас, после подписания шести протоколов об окончании двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, исполнительная власть, формирующая позицию Украины на переговорах, товаропроизводители, отстаивающие внутренний рынок, и (хотя в гораздо меньшей степени) потребители начинают осознавать те обязательные перемены, которые произойдут в Украине в результате вступления в ВТО. Украине необходимо согласовать с каждой страной - членом рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО графики снижения ставок таможенной пошлины на товары, являющиеся предметом тарифных запросов (в состав рабочей группы входят более 40 стран-членов ВТО). Практически все тарифные запросы находятся ниже уровней действующих тарифных ставок. По мнению правительства Украины она "обязана" вступить в ВТО не позже 2005 года, так как позже могут измениться условия вступления и стать для Украины еще более невозможными. На последнем заседании нынешнего года происходившем 04.10.04. были согласованы следующие позиции: квота на ввоз сахара-сырца; отмена квот по налогообложению автомобилестроения; экспортные пошлины и таможенные оценки товаров. Было подписано 25 двусторонних договоров, осталось 17. Но все же была сделана уступка пошлину на экспорт металлолома в Турцию снизили с 25 EUR, до 17 EUR. Решительно отвергают вступление Украины в ВТО: Австралия, Норвегия, США, Китай, Япония. Подпиали Швейцария, Малазия, Парагвай, Аргентина, Литва. Согласовано 95% тарифных позиций.

за весь период переговоров делегация Украины не согласовала и не внесла в протокол об окончании двусторонних переговоров ни одной (!) тарифной уступки без обоснованного заключения заинтересованного министерства или предприятия (да и полномочий таких у нее нет). Облекая смысл переговорного процесса в девиз, можно выразить его как "членство, но не любой ценой". По крайней мере, именно такую задачу для делегации Украины определяют указы Президента Украины (от 05.09.2001 №757 и от 05.02.2002 № 104/2002) о дополнительных мерах, направленных на вступление Украины в ВТО.

Кроме того, переговоры усложняются такими факторами, как, например, осознание партнерами по переговорам конечности мирового рынка товаров и услуг - Украина и Россия остаются наиболее емкими и перспективными его секторами, и снижение уровня тарифной защиты позволит создать хорошие стартовые условия для развития торговли с Украиной.

Трудность и продолжительность переговорного процесса объясняются как экономическими, так и геополитическими факторами, переплетением интересов стран - членов ВТО в стремлении отвоевать для своих товаров льготные стартовые условия увеличения экспорта в Украину.

Основные требования стран-членов рабочей группы сводятся к четкой систематизации национального законодательства, регулирующего торговые отношения, к прозрачности процедур доступа к рынку, упрощению и автоматизации механизма контроля качества импортируемых товаров.

"Точкой прорыва" в процессе присоединения Украины к ВТО должно стать подписание Протокола по доступу к рынкам товаров и услуг с Соединенными Штатами Америки. С этой страной должны быть согласованы пять проблемных позиций, касающихся налогообложения, функционирования специальных экономических зон, прав интеллектуальной собственности, санитарных и фитосанитарных норм, а также технических барьеров в торговле. Среди ожидаемых отрицательных экономических следствий они назвали снижение конкурентоспособности отечественной продукции, резкое снижение тарифов на импортную продукцию и сокращение производства. Среди положительных - расширение внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций.

Значительное увеличение количества рабочих мест будет происходить в сфере отдыха, финансах и банковской деятельности, связи (сотовой), торговле, туризме, строительстве, химической промышленности. Вместе с тем значительное уменьшение рабочих мест возможно в угольной промышленности, сельском хозяйстве, мясомолочной промышленности, фармацевтической промышленности, автомобилестроении.

Наибольшее сокращение рабочих мест после вступления Украины в ВТО возможно в восточных, западных, северных областях Украины. Наиболее значительное увеличение - в Киеве, Крыму, в центральном регионе страны.

у предприятий, производящих коньяк и вино, возникнут проблемы. Потому что у нас лишь семь предприятий с полным циклом производства коньяка. Чтобы как-то защитить коньячные предприятия, правительство должно настаивать на введении пошлин. Наши сети на 50% оснащены западным телекоммуникационным оборудованием. Поэтому нужно вводить защитные меры. Продукция украинского автомобилестроения по многим причинам не является конкурентоспособной. Ей нужно дать время на адаптацию. То есть на 3-4 года ввести высокие пошлины на импорт автомобилей.

Но если ничего не будет предпринято, отрасль не умрет.

Будем работать, пытаться адаптироваться. Хотя это будет очень сложно. Возможно, многие автомобилестроительные предприятия закроются.

Министерство прогнозировало замедление роста ВВП в случае вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Главный аргумент сводился к неспособности многих отраслей на равных конкурировать с западными компаниями. Особые проблемы были обещаны транспортникам и пищевикам. Любопытно, что буквально за несколько месяцев до оглашения этого прогноза Минэкономики гарантировало пищевой промышленности удержание внутреннего рынка после вступления во ВТО за счет низких цен. Да и для ВВП особых проблем не намечалось. Причины такой резкой смены позиции министерства, очевидно, следует искать в политической плоскости.

Следует отметить, что при очень высоком относительном уровне пиратства по его абсолютным объемам Украина не принадлежит к странам-лидерам. А следовательно, те санкции, которые угрожают Украине со стороны США, или же те осложнения, которые возникают у Украины в контексте переговоров относительно вступления к ВТО, - не имеют под собой достаточного основания, если руководствоваться одинаковыми критериями оценки относительно всех стран мира, в т.ч. таких, как Китай или Россия. Украина вообще не входит в десятку стран с самыми высокими абсолютными объемами производства пиратской фонографической продукции А потери дохода мировых производителей компьютерных программ из-за украинского пиратства в 2000 г. составляли лишь $29,7 млн., тогда как в целом эти потери в мире составили $11,75 млрд. Указанные данные свидетельствуют о том, что при всей сложности проблем охраны прав интеллектуальной собственности в Украине едва ли есть достаточно оснований рассматривать Украину среди государств, которые своей пиратской деятельностью наносят самие большие убытки легальным производителям.

За пятилетний период после интеграции в систему ГАТТ/ВТО ни одному из указанных государств Центральной и Восточной Европы не удалось кардинально нарастить объемы экспорта и сохранить относительно постоянные объемы импорта, что вело бы к улучшению текущего счета их платежного баланса, а значит - к увеличению государственных валютных резервов. Напротив, вследствие интенсификации импортных потоков отрицательное сальдо внешнеторгового баланса этих стран за указанный период возросло в 2-8 раз. Фактически это показывает, что за счет новых членов ВТО произошло существенное расширение рынков сбыта их торговых партнеров.

Следует отметить, что, обретя статус члена Всемирной торговой организации, наша страна получит определенные краткосрочные преимущества, обусловленные ее ориентацией на торговлю с дальним зарубежьем. В отличие от стран СНГ, которые недавно присоединились к ВТО, Украина экспортирует на рынки других стран мира примерно в 1,7 раза большее товаров, чем импортирует оттуда. Тем не менее, в долгосрочной перспективе эти преимущества могут исчезнуть, что объясняется, в частности, сужением общего мирового рынка металлургической продукции, доля которой в украинском экспорте составляет около 40 %. Поэтому потеря рынков торгового пространства СНГ (как сырьевой, так и конечной продукции), вызванная изменением вектора внешнеторговых отношений Украины, является очевидным просчетом в ее внешнеэкономической стратегии

· Во-первых, активизация движения Украины в ВТО должна быть научно обоснованной и осуществляться с учетом структурных особенностей системы ее внешнеэкономических отношений и постинтеграционного опыта стран с переходной экономикой - членов ВТО.

· Во-вторых, преимущества от более благоприятных условий участия в антидемпинговых процессах для Украины в случае ее присоединения к ВТО относительны. Усиление конкуренции в глобализованной экономической среде на сегодня требует повышения стратегической конкурентоспособности национальных производителей.

· В-третьих, переориентация украинских товаропроизводителей с рынков постсоциалистических государств на рынки дальнего зарубежья усиливает зависимость их деловой активности от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. В условиях ожидаемой экономической рецессии в развитых странах Запада это будет иметь отрицательные последствия для внешнеторгового баланса Украины.

Возможные последствия присоединения Украины к ВТО

Сейчас в Украине бытуют преимущественно разрозненные, несистематичные оценки возможных последствий ее присоединения к ВТО. В отличие от России, у нас не проводился конкурс на подготовку независимого исследования этой проблемы. Правительство не проводило надлежащим образом консультаций по вопросам формирования условий вступления в ВТО с представителями отечественного бизнеса; к этой работе на систематической основе не привлекались научные работники. В той же России, наоборот, только на протяжении 2001 г. министерство экономического развития и торговли РФ провело более 260 встреч с различными союзами и объединениями производителей, на которых обсуждались позиции России на переговорах по присоединению к ВТО.

Безусловно, такое положение вещей отрицательно сказывается на способности правительства объективно оценить многочисленные положительные и отрицательные факторы влияния будущего членства в ВТО на экономику и социальную сферу Украины.

Теоретически присоединение Украины к ВТО может создать для Украины ряд новых возможностей.

Украинские потребители должны выиграть от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это в общем будет содействовать снижению себестоимости украинской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний.

Экспортоориентированные отрасли экономики могут выиграть в результате уменьшения потерь от дискриминационных мероприятий (составляющих сегодня $2-3 млрд. на год), в частности при недискриминационном отношении в рамках антидемпинговых расследований. Появятся новые возможности для отстаивания национальных интересов благодаря применению многосторонних механизмов справедливого решения торговых споров, действующих в рамках ВТО.

Отдельная статья потенциальных выгод - это получение международно признанного права применения комплекса взвешенных (обоснованных) мероприятий защиты внутреннего рынка, отдельных отраслей экономики в соответствии с соглашениями ВТО: статьи XII ГАТТ об ограничении для сохранения равновесия платежного баланса; соглашений о защитных мероприятиях, о сельском хозяйстве, о применении санитарных и фитосанитарных мероприятий, о субсидиях и компенсационных мерах, а также статьи VI ГАТТ об антидемпинговых и компенсационных мерах.

Вместе с тем следует отметить, что главные положительные эффекты нужно связывать с действием дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и дает толчок для повышения конкурентоспособности, для инноваций. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО. Повышение прозрачности государственной политики, устранение значительного количества персональных преференций будет способствовать освобождению торговли от административного давления и вместе с тем устранит потребность чрезмерного лоббирования корпоративных интересов в парламенте и правительстве. И это является важной предпосылкой для более эффективной борьбы с коррупцией.

Вместе с тем практический опыт многих стран мира, являющихся членами ВТО, особенно развивающихся стран, указывает на то, что большинство потенциально возможных положительных последствий для страны, ее производителей реализуется не автоматически, а в результате разумной политики, создающей потенциал для использования таких возможностей. Именно поэтому сегодня в рамках ВТО одним из наиболее употребляемых терминов стал "capacity building", то есть создание потенциала использования возможностей.

Как повысить возможности использования Украиной преимуществ членства в ВТО?

Чтобы оптимально использовать потенциальные преимущества от членства в ВТО, нужно четко осознавать, какие именно существуют ограничения в использовании преимуществ членства в международной торговой системе.

Преимущества свободного доступа на рынки, которые предоставит членство в ВТО, в большей мере касаются рынков с преимущественно ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и стандартизированных массовых готовых изделий. Они в значительно меньшей мере касаются высокотехнологичных изделий, поставляемых преимущественно в рамках замкнутых систем оборота ТНК и минимально подверженных влиянию либерализационных мероприятий ВТО. Итак, если Украина будет полагаться лишь на действие эффектов торговой либерализации, то еще длительное время она будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низкими уровнями доходов, что будет сдерживать темпы внутренних реформ. То есть мы стоим перед необходимостью использования более широкого арсенала мероприятий экономической политики, которые бы, в частности, влияли на ускорение инноваций в секторах потенциальных конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских ТНК, способных к конкуренции в глобальной экономической среде.

Возможность наращивания объемов продажи украинских товаров и услуг на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Украины со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2001 г., в структуре украинского экспорта преобладали недрагоценные металлы и изделия из них (41,3%), продукция АПК (около 11%), химическая продукция (около 9%), текстиль (3,8%); продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 14,3%. Совершенно иная ситуация, по данным WTO International Trade Statistics 2001, на мировом товарном рынке, где доля черных металлов за 1990-2000 гг. уменьшилась с 3,1 до 2,3% (до $144 млрд.), текстильных изделий - с 3,1 до 2,5% (до $157 млрд.), сельскохозяйственных продуктов - с 9,3 до 7,2% (до $558 млрд.), а, например, доля офисного и телекоммуникационного оборудования, наоборот, возросла с 8,8 до 15,2% (до $940 млрд.). Похожая ситуация наблюдается в сфере экспорта услуг, где наибольший удельный вес в 2001 г. в Украине принадлежал транспортным услугам (83,5%) - тогда как в мировом экспорте они не превышают 23%. С другой стороны, экспорт туристических услуг Украины составляет 2,3%, а в мировом экспорте услуг - 23%.

Следовательно, без структурной адаптации к приоритетам мировой экономики, формирования с этой целью адекватной инновационной и инвестиционной стратегии (и не только государства, а прежде всего сферы бизнеса!) нам нечего и думать об использовании преимуществ международной торговой системы.

Не стоит полагать, что вступление в ВТО полностью устраняет угрозу антидемпинговых расследований, хотя оно и потенциально улучшает позиции страны, против которой они инициируются. Количество таких расследований и реализованных антидемпинговых мероприятий членов ВТО имеет тенденцию к росту. Так, по данным Секретариата ВТО, за 1995-2001 гг. было возбуждено 1845 антидемпинговых расследований и зарегистрировано 1066 случаев наложения антидемпинговой таможенной пошлины - причем количество таких случаев в 2001 г. выросло по сравнению с 1995 г. с 157 до 330 и с 118 до 163 соответственно.

Успешное использование существующих в ВТО механизмов многостороннего урегулирования споров может сдерживаться отсутствием в различных сферах экономики надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Украине будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения.

Как минимизировать возможные негативные последствия присоединения к ВТО?

Присоединение к ВТО может заострить ряд внутренних экономических проблем Украины, сейчас менее выраженных, учитывая наличие определенных барьеров для торговли и использования мер государственной поддержки отдельных производств. Наиболее важными направлениями такого неблагоприятного влияния можно считать следующие.



Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. Эти риски могут неадекватно компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития, - учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран.

Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам. Так, можно было бы ожидать, что за счет сокращения и постепенной отмены количественных ограничений произойдет увеличение объемов украинского экспорта в ЕС продукции черной металлургии. Однако эту возможность едва ли можно будет реализовать в условиях структурного кризиса рынка черных металлов в мире и перспективы скоординированного странами ОЕСР вынужденного сворачивания производственных мощностей в этой сфере.

Концентрация на потенциальных долгосрочных преимуществах членства в ВТО может повлечь недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства при неблагоприятных условиях (что вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения).

Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью (а) перехода на новые, международно согласованные условия государственного регулирования экономики и (б) отказа от использования традиционных рычагов экономической, и прежде всего вертикальной промышленной политики, а именно: возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих (требование местного компонента производства) и направлений сбыта товаров. Нужно будет отказаться от многих положений, закрепленных в существующих отраслевых программах (в частности, в соответствии с законами о поддержке отечественных горно-металлургического комплекса, судостроения, автомобилестроения, самолетостроения), несовместимых с нормами ВТО. И хотя в более долгосрочном контексте все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых сейчас в отсутствие открытой конкуренции.

Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции. Украина имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Так, по индексу текущей конкурентоспособности, составляемому в рамках "Глобального отчета о конкурентоспособности" (World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2001-2002), в 2001 г. Украина по рейтингу конкурентоспособности роста заняла среди 75 стран лишь 69-е место.

Результаты проведенного Центром Разумкова в период с 28 мая по 14 июня 2002 г. опроса 83-х украинских и зарубежных экспертов, подтверждают правомерность сомнений в высоком уровне готовности многих отечественных производителей выстоять в будущей конкурентной борьбе. Ни одна из потенциальных проблем, фигурировавших в опросе, не собрала такого количества голосов, как "обострение проблем, связанных с неконкурентоспособностью отдельных отраслей национальной экономики, сокращение в них производства, рост уровня безработицы": на это указали 58,5% респондентов относительно периода до одного года после вступления, 59,8% - по поводу периода до пяти лет после вступления и 30,5% - имея в виду период более пяти лет после присоединения к ВТО.

Вместе с тем нет достаточных оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Это нужно подчеркнуть в связи с появлением в последнее время некоторых почти апокалиптических прогнозов якобы разрушительного влияния присоединения к ВТО на украинскую экономику. На самом деле едва ли есть достаточные основания ожидать шокового влияния присоединения к ВТО на рынок товаров.

Так, согласно данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, уровень тарифной защиты внутреннего рынка Украины уже сегодня находится на уровне стран, вступивших в ВТО после 1995 г., причем 80% ставок таможенной пошлины - на уровне стран, присоединившихся недавно (Албания, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия), около 7% ставок - ниже указанного уровня и только 13% ставок превышают этот уровень. Более того, по подсчетам специалистов Украинско-европейского консультативного центра, реальные адвалорные таможенные тарифы в Украине можно определить на уровне 1-2% - то есть они уже сейчас, а не после вступления в ВТО, ниже, чем в ЕС, США или Японии. Столь низкий показатель вызван тем, что значительная часть импортеров потребительских товаров в Украине сегодня вообще избегает уплаты таможенной пошлины. Следовательно, нельзя всерьез ожидать существенного уменьшения уровня тарифной защиты при условиях вступления страны в ВТО, когда правила и требования ВТО, в частности относительно процедур таможенной оценки товаров и относительно отмены льгот отдельным предприятиям и отраслям, направлены именно на противоположное - увеличение уровня сбора таможенной пошлины.

Учитывая эти аргументы и результаты детального опроса экспертов, можно утверждать, что влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но в любом случае это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться, о чем свидетельствуют эксперты, уровень пессимизма которых по поводу долгосрочного периода после получения членства в ВТО почти в два раза ниже.

Обобщенная оценка возможных последствий вступления в ВТО по секторам и отраслям экономики Украины

Высокая вероятность преобладания положительных последствий

Пищевая промышленность, легкая промышленность, телекоммуникации, туристические услуги, фондовые рынки, трубопроводный транспорт, страхование, почтовая связь, банковские услуги.

Некоторая вероятность преобладания положительных последствий

Самолетостроение, судостроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, риэлтерские услуги, образование, морской транспорт, медицинские услуги.

Возможный баланс между положительными и отрицательными последствиями

Энергетика, авиационный транспорт.

Некоторая вероятность преобладания отрицательных последствий

Металлургия.

Высокая вероятность преобладания отрицательных последствий

Автомобилестроение, угледобывающая промышленность, радиоэлектронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.

Существенные проблемы реструктуризации, по-видимому, будут ожидать и украинский аграрный сектор, пользующийся сейчас довольно значительным уровнем защиты от внешней конкуренции.

С другой стороны, следует отметить, что в Украине существует значительно более низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, нежели в развитых странах. Расходы на указанные цели в последние годы были около 0,5% ВВП, тогда как в Венгрии - 1,8%, Японии и ЕС - по 1,7%, Чехии - 1,6%, США - 1,5%, Канаде - 1,3%, России - 0,8%. В расчете на душу населения, субсидии составляли: в Японии - $566, США - $350, ЕС - $336, Канаде - $163, Венгрии - $111, Чехии - $100, России - $60, а в Украине - всего лишь $3,3.

Но и здесь могут возникать проблемы с тем, что придется сокращать те виды субсидий, которые подпадают под запрет или ограничение согласно Соглашению о сельском хозяйстве, соответственно увеличивая разрешенные субсидии - на финансирование исследовательских, учебных, консультативных и маркетинговых программ, создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, страхования и гарантирования безопасности доходов, выплаты на возмещение убытков от стихийных бедствий, помощь на структурную перестройку, выплаты по программам охраны окружающей среды и региональным программам помощи.

С проблемами перестройки столкнется и украинский сектор услуг. От претендентов на вступление в ВТО сегодня требуется ужесточение подхода к формированию обязательств в секторах услуг - это касается как объема обязательств, так и ограничений в применении переходных положений относительно их внедрения. Однако следует отметить, что большинство секторов услуг в принципе менее уязвимы к факторам международной конкуренции, нежели отрасли, связанные с производством товаров. Ведь местные поставщики услуг имеют преимущества перед иностранными благодаря лучшему пониманию местного потребителя, местных традиций, законодательного и административного регулирования, налаженным общественным связям, отсутствию языкового барьера.

Некоторым исключением здесь является сфера авиационных и, в какой-то мере, морских транспортных услуг, где форсирование либерализации и неприменения превентивных мероприятий по повышению конкурентоспособности национальных перевозчиков может привести к частичному вытеснению с международных рынков перевозок.

В общем, сегодня Украина имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической безопасности. В частности торговый баланс характеризуется положительным сальдо. На безопасном уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание, доля импорта в поставках нефти из одной страны от потребности, коэффициент покрытия импорта экспортом. Так что не следует ожидать существенного отрицательного влияния присоединения к ВТО на состояние экономической безопасности Украины. Однако золотовалютные резервы страны пока недостаточны для гарантирования макроэкономической стабильности в условиях усиления влияния на экономику Украины колебаний мировой конъюнктуры. В какой-то мере неопределенная ситуация вокруг увеличения доли высокотехнологичной продукции и продукции машиностроения: это будет зависеть преимущественно от способности адаптации отечественной промышленности к условиям более жесткой конкуренции и ускорения темпа инноваций.



ОБНОВЛЕНИЯ
03/01/05 Выложены доклды Алёнки по ВТО и Антиглобализму. В "Статьях" интервью с Дугиным и еще одна статья на "оранжевую тему". В ALERTе 2 статьи класса "Прочитать и прозреть".
01/10/04 Выложены статьи, по деятельности ТНК, ВТО, МВФ в разделе ALERT! Обновлен раздел ИНТЕРНАЦИОНАЛ .
07/09/04 Первые поступления в раздел КРЕАТИFF! Страничка акции Прощай, Америка! /2005
26/08/04 Выложен архив со статьями издания Le Monde Diplomatique, посвященными США.
КРЕАТИFF
FLASH POSTER GAMES AUDIO/VIDEO
СТАТЬИ
Как сделать революцию?
Интервью Дугина
Неоевразийство, как альтернатива однополярной глобализации
С. Кара-Мурза Общества Востока и Запада.
С. Кара-Мурза. Введение к книге Манипуляция Сознанием.
ALERT!
Все Ахтунги!
Принятие закона о собственности на землю
Вступление в ЕС, ВТО, НАТО
Деятельность ТНК
Неолиберализм и США

Обратная связь:
khar-resist@narod.ru
Copyleft©ОКБ Фонарь 2001-2004: Копирование, распространение и ссылка на наш ресурс приветствуется. Рейтинг@Mali.ru Aambler's Top100
Hosted by uCoz